Сменное навесное снегоуборочное оборудование для спецтехники
Навесное оборудование для спецтехники
06.11.2018
Практически любые неблагоприятные условия работы, например, такие, как неровная поверхность, недостаток пространства (теснота), наличие барьеров и выступов на дороге, требования заказчика или административные правила применения техники, а также большая напряженность дорожного движения, можно успешно преодолеть путем правильного подбора соответствующего снегоуборочного оборудования.
Пескоразбрасыватели
Центробежные пескоразбрасыватели предназначены для равномерного распределения противогололедных материалов (ПГМ – гранитная крошка, песок, смесь песка с солью или противогололедные реагенты) на дорожном покрытии. Пескоразбрасыватели изготавливаются в виде агрегатов, устанавливаемых на шасси или в кузов грузовика, либо как навесное оборудование, монтирующееся на стандартное навесное крепление дорожно-строительных машин и тракторов, в том числе «пескоразбрасыватели-ковши».
Наибольший экономический эффект от использования пескоразбрасывателей достигается при комплексном их использовании в сочетании с основными видами снегоуборочного оборудования – снеговыми отвалами и роторными снегоочистителями. За один проход машина-носитель не только убирает снег с дороги, но и устраняет скользкость расчищенной поверхности, посыпав ее песком, либо обрабатывает твердый слой слежавшегося снега и льда реагентом. Еще одним преимуществом снегоуборочного тандема является то, что нагрузка на мосты машины-носителя распределяется более равномерно по сравнению с установкой только одного отвала или снегоочистителя, общая нагрузка также увеличивается, в результате сила сцепления колес с дорогой возрастает, что совсем нелишне на заледеневшей поверхности. Немаловажным достоинством является и то, что пескоразбрасыватель просто устанавливается в кузов или на навесное приспособление машины-носителя за малое время, никаких изменений в конструкцию машины вносить не требуется. К тому же в летнее время пескоразбрасыватель может быть использован в качестве разбрасывателя минеральных удобрений, песка или чернозема.
Особенности/ конструкция пескоразбрасывателя
Обычно навесной пескоразбрасыватель состоит из рамы, выполненной из металлических труб, на которой расположены кронштейны для крепления к машине-носителю. На раме устанавливается бункер трапециевидной формы, сужающийся книзу, разного объема (обычно около 0,5 м3), в который засыпаются ПГМ. Из бункера смесь подается на вращающийся диск-разбрасыватель с лопатками. Под воздействием центробежной силы материал распределяется равномерным слоем по обрабатываемой поверхности. Скорость вращения диска может плавно изменяться. Подача ПГМ дозируется с помощью заслонки-шибера, расположенной в нижней части бункера. Пополнение бункера производится каждый раз по мере его опустошения. У пескоразбрасывателя может быть корпус, выполненный из высококачественной пластмассы, которая обладает прочностью к ударным воздействиям и морозостойкостью. Пластмасса не подвержена коррозии, в результате ресурс оборудования увеличивается. Пескоразбрасыватели, предназначенные для установки на шасси и в кузов грузовика, могут иметь бункеры намного большей емкости.
Управление пескоразбрасывателем очень простое, оно ведется из кабины машины и обеспечивается электронной системой, с помощью которой можно задать нужное количество подаваемого реагента и площадь зоны разбрасывания, подача материала контролируется во избежание лишнего расхода. Пульт управления или джойстик с функциями детальной настройки плотности и ширины разбрасывания очень просто устанавливается в кабине, никаких отверстий на приборной панели сверлить не нужно.
Пескоразбрасыватель может иметь силовой привод от коробки или вала отбора мощности (КОМ, ВОМ) и гидромотора, от электродвигателя постоянного тока или от газового двигателя. Питание от бортовой сети машины экономичнее, чем от КОМ. В первом случае расход топлива увеличивается, но не в такой степени, как при подключении гидронасоса пескоразбрасывателя к КОМ. Привод от электрических и газовых двигателей обычно используется в моделях малых типоразмеров, в автономных разбрасывателях с бункерами емкостью до 4,5 м3. Гидравлический привод от КОМ обычно используется в пескоразбрасывателях больших типоразмеров. Гидромотор может получать питание от бортовой гидросистемы дорожно-строительной машины: подключение осуществляется с помощью двух рукавов высокого давления через быстроразъемные соединения. Благодаря надежности и эффективности гидравлики ее использование для привода коммунального оборудования является самым современным решением.
Бункер может быть изготовлен из полимерного материала, углеродистой или нержавеющей стали. Бункеры из полимера с двойными стенками имеют меньшую массу, чем металлические, и проще устанавливаются, проще в обслуживании. Агрегаты из нержавеющей стали самые дорогие, но зато служат очень долго.
Традиционно детали пескоразбрасывателей изготавливаются из высококачественной и устойчивой к вредным воздействиям углеродистой стали, так как они должны противостоять воздействию агрессивных химических веществ. От качества антикоррозионного покрытия и качества самих материалов, из которых изготавливаются детали, непосредственно контактирующие с противогололедными материалами, зависит ресурс пескоразбрасывателя, а также продажная цена. На это рекомендуется обращать серьезное внимание.Пескоразбрасыватель на пикапе откинут
Транспортером, подающим материал к разбрасывателю, обычно оснащаются агрегаты, устанавливающиеся на шасси и в кузов грузовика. Транспортер может быть цепным (скребковым), ленточным или шнековым. На Западе производители уже давно перешли на шнековый привод, так как цепи часто соскакивают со звездочек (и приходится для ремонта разгружать весь бункер), стальной шнек отличается более высокой производительностью и ремонтопригодностью. Скорость вращения шнека регулируется в зависимости от свойств материала, находящегося в бункере. Шнек выполняет также функцию измельчения материала, тем самым не допуская разлета крупных камней и комков. Цепные транспортеры применяются в разбрасывателях большого объема. Цепной транспортер позволяет довольно точно контролировать расход материала, но имеет больше подвижных деталей. Транспортер может иметь привод от электрического, газового или гидравлического мотора.
Виброрама используется для встряхивания материала в бункере, предотвращает налипание материала на стенки бункера и образование комков, слеживание и «сводообразование» материала, дробит комки, предотвращает затруднения в движении транспортера и обеспечивает равномерное поступление материала на диск разбрасывателя. Виброрама соединена с электровибратором.
С такой же целью в бункере устанавливают один или два ворошителя.
Пескоразбрасыватели могут также оснащаться системой увлажнения реагента и виброрамы, которая исключает возможность засорения распределительного механизма.
Фрезерно-роторный снегоочиститель «БАЛТИЕЦ» производства ЗАО «Завод спецмашин» (модель К-707Т-СФР) предназначен для разработки снежных завалов (в том числе более трех метров в высоту) любой консистенции (в том числе слипшийся, залежавшийся снег, ледяные глыбы) и с успехом применяется в северных аэропортах.
Машина имеет реверсивный пост, что позволяет оператору в кабине развернуться в противоположную сторону, где может быть установлено бульдозерное оборудование, и работать с универсальным гидравлическим отвалом. Рабочее место максимально комфортно, кабина имеет мощный каркас безопасности, климатическую установку и удобное управление рабочим оборудованием.
Снегоочиститель оснащен фрезерно-роторным рабочим органом с гидростатическим приводом, который позволяет изменять обороты рабочего органа (от «0» до максимальных) и мощность на нем вне зависимости от текущих оборотов двигателя, а также изменять направление вращения как на прямое, так и на обратное для очистки рабочего органа.
Рабочий орган позволяет отбрасывать снежную массу слева и справа по ходу движения на расстояние до 50 м, а при установке специального короба осуществлять ее погрузку в самосвал.
Ширина очищаемой полосы – от 2,5 до 4,5 м, скорость очистки дорожного полотна от снега может достигать 28 км/ч.
Навесное оборудование легко снимается, и трактор может использоваться как тягач.
Фрезерно-роторный рабочий орган агрегатируется практически с любым транспортным средством, оснащенным двигателем мощностью более 300 л.с.
Выбор пескоразбрасывателя
Ковш-пескоразбрасыватель
При выборе пескоразбрасывателя для конкретной работы потребителю рекомендуется проанализировать ряд вопросов.
Какой материал должен разбрасываться? Песок тяжелее соли, и обычно в бункере должны быть дополнительные устройства для разрыхления песка.
Какое количество материала необходимо разбрасывать? От этого зависит выбор пескоразбрасывателя соответствующего типоразмера и производительности, так как использование агрегата с недостаточной или избыточной производительностью будет экономически неэффективным.
На какую именно машину нужен агрегат: пикап, самосвал, бортовой грузовик, погрузчик, экскаватор-погрузчик и т. д.? Узнайте рекомендации производителя пескоразбрасывателя относительно грузоподъемности машины-носителя и размеров кузова.
Волгоградская Тракторная Компания выпускает самоходный снегоочиститель на базе трактора ДТ-75 под индексом ДЭ-220В, который позволяет производить расчистку проезжей части дорог, прокладку дорог по снежной целине, удаление заносов и валов от других видов снегоуборочной техники, отбрасывая снег в сторону от направления движения. Модель была сконструирована еще в прошлом веке, но за прошедшие полтора десятка лет ее производства не только не потеряла своей актуальности, но была доведена специалистами ВТК до совершенства.
Эта машина легко прокладывает коридор по снежной целине шириной в 2,5 м, даже если высота слоя тяжелого, слежавшегося снега доходит до 1,3 м. За час работы, двигаясь со скоростью до 5 км/ч, машина способна отбросить на расстояние до 15 м до 400 т снега.
В целях повышения безопасности производимых работ, а также во избежание повреждения зданий, сооружений расстояние выброса снега может быть уменьшено за счет установки на кожух легко монтируемой насадки, которой комплектуется снегоочиститель ДЭ-220В.
Учитывая то, что эксплуатация ДЭ-220В происходит в основном в регионах с низкими температурами, на снегоочиститель предлагается установка предпускового жидкостного подогревателя типа ПЖБ-200 или импортного аналога. ПЖП облегчает холодный пуск дизеля за счет предварительного прогрева масла и охлаждающей жидкости, а также позволяет использовать его для автономного обогрева кабины при заглушенном двигателе трактора.
ДЭ-220В – снегоочиститель, для которого нет недоступных территорий. Его давно оценили по достоинству и активно используют геологи, нефтяники, военные и жители отдаленных поселков.
Дорожные щетки
Именно подметальная щетка лучше всего справится с рыхлым, недавно выпавшим снегом, сделав дорогу с твердым покрытием совершенно чистой: в отличие от снегового отвала она сметает снег полностью, не оставляя после себя самого нижнего слоя. Щетки способны эффективно удалять снег из трещин в асфальтобетонном покрытии, улучшая сцепление колес автомобилей с дорогой. Однако с другой стороны, если щетка работает по уже уплотненному слою снега, она «заглаживает» его, увеличивая скользкость. Пожалуй, лучшим вариантом для очистки дороги от свежевыпавшего снега является комплексное использование на уборочной машине подметальной щетки и отвала.
Обычно щетки имеют универсальное назначение – для уборки мусора и снега, но встречаются и специализированные «снежные». Производители предлагают огромное разнообразие щеток, различающихся по ширине, диаметру и другим элементам конструкции.
В конструкцию дорожной щетки входит сварная металлическая рама, на которую установлены все детали и узлы навески: подметальная щетка, поперечная балка подвески, балка опорных колес и бак для воды (для весенне-летнего применения). Дорожные щетки могут быть снабжены подвеской с некоторой степенью свободы в поперечной плоскости, что позволяет им, следуя изменениям рельефа дорожного покрытия, более качественно убрать территорию. На вал подметальной щетки устанавливаются сменные диски с ворсом. В качестве материала ворса применяются износоустойчивые полимерные материалы (чаще всего полипропилен), что позволяет убирать территорию зимой и летом. Современные материалы обеспечивают долговечность ворса в условиях низких температур, большой рабочий ресурс, высокую производительность и малое влагопоглощение. Опорные колеса необходимы для регулировки положения щетки относительно дорожной поверхности по мере износа ворса.
Низкооборотный гидромотор привода вала щетки с цепной передачей, подключенный к гидросистеме машины-носителя через защитную эластичную муфту, обеспечивает минимальное количество вращающихся деталей, высокую надежность оборудования в эксплуатации, простоту управления и обслуживания, широкий диапазон бесступенчатого регулирования скорости вращения вала. Если гидросистема машины-носителя не имеет достаточной производительности, щетка будет работать с недостаточной мощностью и скоростью. Многие современные щетки могут поворачиваться влево-вправо в горизонтальной плоскости на угол до 30° либо механически (вручную) с фиксацией в крайних положениях штифтами-пальцами, либо с помощью гидроцилиндра, а также в вертикальной плоскости до 8°. Регулировка положения щетки может осуществляться из кабины машины. Известны конструкции щеток, которые могут устанавливаться прямо на ковш дорожно-строительной машины, что значительно ускоряет процесс установки и демонтажа уборочного оборудования.
Обслуживание дорожных щеток
Проведение осмотра и обслуживания дорожной щетки перед каждой рабочей сменой – лучший способ сохранить оборудование для максимальной эффективности работы.
Проверьте все механические компоненты и убедитесь, что все закреплено и детали крепления надежно затянуты, все стопорные штифты-пальцы и соединительные детали правильно установлены и закреплены.
Гидросистема привода щетки. Убедитесь, что все гидравлическое оборудование дорожной щетки надежно закреплено, все защитные кожухи правильно установлены, все компоненты гидросистемы исправны или замените неисправные, если обнаружатся какие-либо из перечисленных ниже неисправностей:
- соединительная арматура повреждена или в соединении имеется подтекание;
- наружный слой резины на РВД протерт или прорезан, виден внутренний каркасный слой;
- на наружном слое резины РВД имеются вздутия;
- шланг перекручен, растянут или передавлен.
При проверке соблюдайте осторожность: вырвавшаяся под высоким давлением струя гидравлической жидкости может поранить кожу, вызвав опасное заражение. Не перегибайте и не наносите ударов по РВД и трубкам высокого давления. Не устанавливайте погнутые трубки, шланги, перекрученные шланги или поврежденные трубки.
Низкий уровень или загрязнение гидравлической жидкости и/ или фильтра может вызвать перегрев гидравлической жидкости, поэтому жидкость следует проверять (хотя бы визуально) перед каждой рабочей сменой. Перед заправкой в гидросистему жидкость должна быть профильтрована до класса чистоты 12 по ГОСТ 17216–2001 (соответствует классам 17/14 по ISO 4406 и 9 по NAS 1638) или выше, если это требуется для гидросистемы машины-носителя.
Пятно контакта щетки с поверхностью. Оптимальной для смета снега специалисты считают такое положение щетки, при котором ширина пятна контакта с поверхностью составляет от 50 до 100 мм. Если ворс будет слишком слабо прижиматься к поверхности, часть снега будет оставаться на дороге, а если слишком сильно – ворс будет быстро изнашиваться. Чтобы проверить ширину пятна контакта щетки с дорогой, произведите следующие действия.
- Установите подметальную машину на ровную, покрытую снегом площадку.
- Включите стояночный тормоз машины-носителя и запустите двигатель.
- Включите вращение щетки с малой скоростью. Опустите ее в рабочее положение и дайте поработать на одном месте в течение 10 сек.
- Поднимите щетку и переместите машину на другое место. Выключите двигатель и извлеките ключ из замка зажигания. След на площадке должен иметь ширину от 50 до 100 мм по всей длине щетки.
- Если ширина пятна контакта не соответствует рекомендованной, приподнимите или опустите щетку и повторите проверку.
При постановке дорожной щетки на длительное хранение:
- тщательно очистите и отмойте агрегат от грязи и старой смазки;
- внимательно осмотрите все места, где заметны признаки износа или повреждения. Замените неисправные детали и выполните весь необходимый ремонт;
- подтяните ослабевшие детали крепления и соединения гидравлической арматуры. Все РВД гидросистемы должны быть надежно закреплены таким образом, чтобы они не касались земли и не могли быть повреждены;
- смажьте консистентной смазкой открытые части штоков гидроцилиндров, фитинги гидросистемы;
- закройте все крышки и пробки в гидросистеме, чтобы исключить попадание грязи в гидравлическую жидкость;
- щетки следует хранить в сухом, защищенном от атмосферных воздействий месте.
Для длительного хранения агрегат следует установить на деревянные бруски, камни или металлический стенд для хранения, чтобы щетка не лежала на ворсе, который будет деформироваться и потом плохо подметать. При хранении на полипропиленовые щетки не должны попадать прямые солнечные лучи, так как полимерные материалы от этого быстро «стареют» и теряют механические свойства.
Московское ЗАО «Коминвест-АКМТ» уже 20 лет занимается поставками, а в последние годы и производством спецтехники. Компания придает большое значение обеспечению потребителей качественной снегоуборочной техникой, тесно сотрудничая с ведущими европейскими производителями из Дании, Норвегии, Швеции, Финляндии. В компании считают, что богатый опыт борьбы со снежной стихией, накопленный в этих странах, может быть полезен и в России. Сегодня «Коминвест-АКМТ» является эксклюзивным дилером таких известных производителей, как норвежская компания ∅VERAASEN, шведская Brodd Sweden AB, датская Epoke A/S, английская Johnston Sweepers Ltd и др.
ЗАО «Коминвест-АКМТ» на собственных производственных площадях осуществляет доработку шасси МАЗ, КамАЗ, ГАЗ, ISUZU и всех известных европейских брендов MAN, DAF, VOLVO, Mercedes, IVECO, монтаж и пусконаладочные работы навесного оборудования.
Предприятие представляет весь комплекс оборудования, необходимого для качественной зимней уборки, в том числе самоходные фрезерно-роторные снегоуборочные машины ∅VERAASEN. Фрезерно-роторные снегоуборочные машины на спецшасси TV-1520 и TV-1000 созданы для аэропортов с высокой пропускной способностью грузопотоков. Кабина оператора установлена над фрезой и поэтому имеет хорошую обзорность.
Фрезерно-роторное оборудование с автономным двигателем с рабочим органом двухступенчатого типа, состоящим из горизонтально расположенной фрезы и метателя, который отбрасывает разработанный фрезой снег. Возможна установка оборудования на погрузчики Volvo, САТ или машины отечественного производства, аналогичные по грузоподъемности.
Также предлагается щеточно-продувочная машина ∅VERAASEN (без тягача и отвала). Возможны различные варианты исполнения машин: прицепная версия и версия с седельным тягачом.
∅VERAASEN выпускает и высококачественное навесное плужное оборудование.
Однако руководство «Коминвест-АКМТ» не раз заявляло, что сектор российской индустрии, ориентированный на выпуск техники для борьбы с зимними проблемами на дорогах, находится на довольно высоком уровне. Организациям, не имеющим возможности приобрести импортную, безусловно высокопроизводительную, но дорогую технику, компания предлагает более дешевые, но практически не уступающие по качеству работы отечественные машины. Это, например, КДМ, представляющие собой самосвалы КамАЗ-65115 или КамАЗ-6520, которые на производственной базе «Коминвест-АКМТ» комплектуются навесным оборудованием ОАО «ТоМеЗ» либо импортным от компании Epoke.
Коминвест-АКМТ является основным акционером ОАО «Тосненский механический завод», на котором производится отечественная снегоуборочная техника, в частности машина комбинированная дорожная уборочная МКДУ-1 на самосвальном шасси КамАЗ-65115, предназначенная для всесезонного содержания автомобильных дорог, транспортировки и самосвальной разгрузки сыпучих материалов. Для сдвигания больших масс снега компания предлагает как сами отвалы и щетки, так и варианты комплектации этими орудиями тракторов, 2- и 3-осных грузовых шасси КамАЗ, Volvo, Scania, Iveco.
Передние снегоочистительные отвалы ТоМЕЗ изготавливаются по лицензии финской фирмы «Арктик Машин» методом штамповки, с использованием технологической оснастки, обеспечивающей форму и геометрические размеры, идентичные отвалам финской фирмы «Арктик Машин». Передние скоростные отвалы имеют крыло бросающего типа нескольких типоразмеров и модификаций. Снег направляется через обочину без образования снежного вала на расстояние 15–20 м, не снижая видимости водителю. Отвалы устанавливаются на передний универсальный бампер и являются быстросъемным оборудованием.
Быстродействующие адаптеры
При установке быстродействующего адаптера машина-носитель сможет работать практически с любым навесным снегоочистительным оборудованием. Адаптер можно приобрести отдельно и установить самостоятельно.
Выбор снегоуборочного оборудования в зависимости от характеристик снега
Погодные условия, характеристики снежного покрова, величина расчищаемой площади – все эти факторы должны быть проанализированы при принятии решения о выборе снегоуборочного оборудования. Важно хорошо себе представлять, как и в каких условиях должна использоваться снегоуборочная техника каждого вида, потому что при правильном использовании она будет работать с высокой производительностью и экономической эффективностью.
Тонкий слой сухого снега. Сухой снег мало весит и легко сметается. Снеговые отвалы могут перемещать снег слоем до 150 мм в прямом направлении или вбок под углом 30°. Рекомендуемая ширина снеговых отвалов – от 1520 до 3600 мм, чаще всего на погрузчиках с бортовым поворотом используются отвалы шириной 2400 мм. Отвалы именно такой ширины специалисты считают идеальными для уборки сухого легкого снега с дорог в жилых зонах и на автостоянках. При воздействии расположенного под углом отвала снег перемещается от переднего угла отвала до заднего и собирается валиком. При перемещении снега в прямом положении за счет вогнутой формы отвала снег собирается перед ним, а затем отбрасывается по обе стороны.
Дорожные подметальные щетки широко используют для уборки снега слоем до 70–100 мм, устанавливая щетку прямо или под углом. Лучше всего ими удается убирать сухой снег. Подбирая скорость вращения, можно также удалять снег средней степени влажности, в этом случае увеличивают скорость вращения щетки. Дорожные щетки можно применять для окончательной или дополнительной очистки в таких местах, с которых снег уже был предварительно удален.
Толстый слой сухого снега. Для уборки снега толщиной свыше 600 мм лучше всего подходят роторные снегоочистители, желательно с возможностью регулирования направления отбрасывания снега в горизонтальной и вертикальной плоскости, чтобы отбрасывать снег точно в нужное место. Они могут также закидывать снег в самосвалы, чтобы сразу вывозить его. Если вы убираете роторным снегоочистителем очень влажный снег, не забывайте проверять, не засорился ли погрузочный желоб. В противном случае после окончания рабочего дня, ночью, влажный снег может замерзнуть в желобе и на следующий день помешает работе машины.
Толстый слой влажного снега. Влажный снег более липкий и намного тяжелее сухого. Для складирования мокрого снега в высокие валы рекомендуется использовать отвалы или снеговые ковши, так как влажный, липкий снег может засорить разгрузочный желоб роторного снегоочистителя. Размеры отвала и ковша следует подбирать в зависимости от мощности машины-носителя, а также толщины и влажности снежного покрова. Снежные ковши рассчитаны на транспортировку влажного снега и обладают необходимой прочностью, однако если вы, например, установите 2-кубовый ковш на погрузчик грузоподъемностью 700 кг и попытаетесь поднять ковш, полный влажного снега, погрузчик может попросту опрокинуться.
SNEGIR: вызов снежным заносам
Выбраться из снежного коллапса всегда помогут снегоуборочные машины «Ростсельмаш». Компания выпускает 6 моделей шнекороторных снегоочистителей SNEGIR, различных по ширине (1,3–2,7 м) и высоте (63–104 см) захвата. Принцип их работы основан на разбрасывании снега, при этом угол и направление выброса регулируются относительно оси снегометателя. Снегоочистители значительно дешевле аналогов, не подлежат регистрации в Гостехнадзоре и отлично справляются с уборкой снега в любых условиях. SNEGIR одинаково хорошо очищает дороги, площади, склады, амбары и взлетные полосы аэродромов.
Осенью 2014 г. компания «Ростсельмаш» выпустила новую модель SNEGIR 2100Г. Благодаря современной евронавеске эта машина агрегатируется с мини-погрузчиком, избавляя владельцев складских помещений и амбаров от приобретения трактора. Кроме того, SNEGIR 2100Г работает от гидравлического мотора.
К 2015 г. компания планирует усовершенствовать модель SNEGIR 2700 за счет дополнительной опции: удлиненного снегоотбрасывателя высотой 3 м, что позволит использовать машину на дорогах муниципалитетов в сочетании с грузовым транспортом.
Компания «Ростсельмаш» предлагает на выбор снегоуборщики, которые агрегатируются с тракторами с задним ВОМ. Модель SNEGIR 2100 может комплектоваться также передним ВОМ и агрегатироваться впереди трактора.
На уборке снега может быть использован и снегоуборочный коммунальный отвал (ОКС-250) с шириной захвата 2,5 м и углом поворота 35°, который применяется также для очистки зерновых токов и животноводческих ферм.
Машины «Ростсельмаш» успешно работают при расчистке снежных заносов от Дальнего Востока до юга России.
Статья: "Борцы с организованной снежной преступностью". АвторИгорь Павлов. Источник ОС 11'2014
Похожие статьи
Снегоуборочная мини-техника: маленькие помощники в больших делах
Погрузчики для любых задач